Куренной урбанизм Аксая
Опубликовано в журнале "Проект: Юг" # 6-7 (43-44) 2008
Многие знают, что ближайший восточный пригород Ростова-на-Дону Аксай недавно завоевал звание «Лучшего райцентра ЮФО». У других он ассоциируется с тем, какие продукты питания они украли из местного супермаркета. Я же сразу вспоминаю хлеб и голубей, не реальных, а скульптурных. Но обо всем по-порядку.
Аксай, ставший городом только в 1957 году, до сих пор сохраняет элементы казачьей станицы, которые достаточно гармонично соседствуют с новыми индустриальными районами. В этом городе с 40-тысячным населением есть и типичные казачьи курени, и многоэтажные здания, маленькие предприятия, расположенные в ветхих постройках 19 века, и огромные корпуса крупных заводов, монументальный памятник вождю революции и скромные лирические скульптуры девушки с хлебом или пионеров с голубями.
Начинать знакомство с архитектурой Аксая, лучше, конечно, с его исторического центра. Местные историки ведут летоисчисление своего города чуть ли не с раннего средневековья, в лучшем случае, начиная с 16 века, но архитектурная история Аксая прослеживается, к сожалению, только с конца 18 века, когда Российская Империя после побед над Оттоманской Турцией в войне 1768-74 гг. прочно укрепилась на берегах дельты Дона и Азовского моря. С 1791 года на картах юга России появилась станица Аксайская. Каких-либо следов фортификационных сооружений в городе не осталось, но некоторые доморощенные аксайские краеведы утверждают, однако, что на территории современного Аксая все же существовали целые подземные крепостные комплексы 18 века. Они приводят в пример т.н. таможенную заставу в Берданосовке. Но существующая там «подземная крепость» больше похожа на купеческий склад-подвал начала 20 века, чем на военно-фортификационные изыски 18 века. Наверно, некоторым аксайским историкам не дает спокойно спать слава настоящего шедевра военной архитектуры - земляной Анненской крепости, по которой и можно судить о моще и качестве возводимых в те времена русскими инженерами укреплений. Отлично сохранившиеся валы этой крепости расположены в трех километрах северо-восточнее станицы Старочеркасской. В самой же этой станице есть казачьи дома-крепости (дом Жученкова), представляющий в свою очередь пример казачьей военной архитектуры.
От периода конца 18 века в Аксае отлично сохранился т.н. Домик Суворова (бывший курень зажиточного казака Федухина). Дальнейшему росту казачьего поселения способствовало то, что здесь в районе слияния Дона и Аксайки была устроена переправа, обслуживающая стратегическую дорогу на Кавказ в первой половине 19 века. С постройкой в 1854 году Ольгинской дамбы, обеспечившей удобную круглогодичную переправу через донскую пойму, значение станицы Аксайской еще более возросло.
Главными архитектурными достопримечательностями периода аксайского расцвета как торгово-транзитного населенного пункта являются почтово-станционный комплекс, превращенный ныне в музей, где на высоком обрывистом берегу над Доном сохранились домик почтовой конторы, гостиница и другие служебные постройки. Рядом находится здание бывшей конторы смотрителя Ольгинской дамбы. Недавно во дворе музея установлен бюст Пушкина, проезжавшего несколько раз через аксайскую станцию, и небольшая скульптура самого известного донского атамана Платова.
На северо-восточной окраине тогдашней станицы Аксайской в 1822 году по проекту архитектора М. А. Амбросимова заложили Успенскую церковь. Храм был выполнен в стиле ампир. Изначально это был монументальный крестово-купольный храм с трехъярусной звонницей над притвором. Южный и северный входы украшали четырёхколонные порталы. Интерьер церкви был расписан масляными красками на сюжеты Ветхого и Нового заветов.
Успенская церковь уникальна в истории Аксая, да и всего Ростовского региона, тем, что во времена СССР здесь располагались ремонтные мастерские, а в 1970-ые гг. к южному входу были пристроены еще корпуса в стиле советской производственной архитектуры. Сейчас церковь реставрирована и открыта для религиозного посещения, но пристроенные цеха не изменили своего индустриального профиля. Дополняет исторический казус расположенный рядом памятник одному из первых советских тракторов «ХТЗ».
В дальнейшем, с прокладкой железной дороги Москва-Ростов-Кавказ стратегическое положение Аксайской станицей было утрачено, но в ней продолжали развиваться торговля, ремесла и даже зачатки будущей городской промышленности вроде построенного на западной окраине стеклозавода.
От этого времени до наших дней сохранилась застройка улицы Гулаева. Здесь много старинных зданий, и человек с воображением в принципе сможет смоделировать, как выглядел город в начале 20 века. На небольшом пространстве этой улицы и прилегающей к ней переулков можно осмотреть жилища всех сословий, живших в то время в станице. Есть здесь дом генерала Дударева и купца Дубова. С ними рядом находятся дом священника и даже дом сапожника Гудянского. Хороший, хотя и плохо сохранившийся образец жилища среднего казака сохранился на улице Железнодорожной, 19. Этот дом разваливается, не помогают даже контрфорсы. Но в нем сохранились уникальные оконные рамы, сделанные еще до революции. Флигель бедного казака можно увидеть на улице Бондарчука,10. Дома зажиточных казаков в большом количестве сохранились на улице Советской. В этих строениях можно отметить элементы, часто утраченные, традиционной казачьей архитектуры вроде подклетей и балясника - просторного балкона с галдареей, как, например в строении казачьего куреня на улице Кривошлыкова, 33. На некоторых других домах более позднего, советского, времени постройки эти архитектурные детали тоже присутствуют, но по большей части в чисто стилизированном варианте.
В зданиях хозяйственного значения и домах зажиточной части казачества более выражен общерусский стиль того времени. Это заметно в домах богатых казаков на улице Карла Либкнехта, в здании бывшей хлебопекарни Шишова или в здании бывшей двухклассной приходской школы.
Тут же недалеко около почтовой станции начала 19 века находится Одигитриевская церковь, построенная в 1897 году в византийском стиле, на месте обретения чудотворной Аксайской иконы Божьей Матери, которая по церковным данным не раз исцеляла от чумы и холеры население станицы и окрестностей. От этой церкви спускаемся к берегу Дона, где в советское время построена набережная.
Про эту набережную стоит рассказать с волнением. Она малофотогенична, замусорена, заросла непроходимой растительностью, на плитах обрисована свастиками и другими непристойностями. Но интересна она другим. Какой-то специфичной неунифицированностью. Особо она впечатляет в пасмурные, смурные, дни поздней осени или ранней весны, когда юродствует холодный ветер и донские воды волнообразно накатывают на железобетонную набережную. Рыбаков почти нет, и только проходящие мимо суда патрулируют чье-то собственное желанное уединение и мыслительное своеобразие.
Тут же на улице Набережной, которая от настоящей набережной отделена железной дорогой, можно еще раз полюбоваться на ветхие и полуразрушенные строения 19 века вроде бывшего постоялого двора или рыбоснетного завода Кацупеева, в котором и сейчас что-то производят. Ближе к станции Аксай есть вероятность надышаться живым запахом местной маслобойни, которая в прошлом была мельницей Парамонова. Здесь же на улице Набережной, севернее станции, расположены старинные здания бывшей Ярмарочной площади. На ней под зданием существовавшей когда-то почтово-телеграфной конторы сохранились винные подвалы атамана Ефремова 18 века.
Для полноты осмотра исторической части Аксая стоит посетить старое кладбище, находящееся немного западнее Успенской церкви. И, хотя там дореволюционные захоронения почти полностью нивелированы, но бурно растущая и цветущая по весне сирень на месте разграбленных склепов и поваленные надгробия времен Николая II позволяют в какой-то мере ощутить атмосферу, в которой покоились в свое время умершие члены зажиточной части Аксайской станицы.
Не стоит напоминать, что при осмотре любого города нельзя забывать и о «задворках». Хорош в этом отношении Аксай в районе Стеклозавода. Здесь малообустроенные улицы бывшей рабочей окраины, в конце концов, приводят к западной границе города. Отсюда открывается приободряющий вид на древнее Кобяковское городище с могильником, застроенным недавно мегамаркетом. Тут же можно насладиться зрелищем ныне спаренного Александровский мост и местного веломотодрома. Верховья Кобяковой балки носят также название Пороховой, в память о существовавшем здесь в середине 19 века заводе по производству боеприпасов.
Ближе к историческому центру Аксая, где-то возле здешнего хлебозавода есть скульптура той самой девушки с караваем. Правда у девушки отбит нос, но это не портит жизнерадостности ее образа. Такой же человечный памятник имеется и в новых кварталах города. Там возле школы №4 установлены скульптуры пионеров с голубями, которые олицетворяют дружбу советского и болгарского народов. Когда-то в 1980-ых гг. болгарские строители возвели немало зданий в Аксае, в том числе и эту школу, и тем самым вложили немалый вклад в интернационализацию архитектуры этого города.
Еще раз имя Аксая было связано с переправой уже в годы ВОВ, когда здесь существовал временный железнодорожный переход через Дон. Фашистские войска два раза брали будущий город и оба раза велись жестокие бои за обладание удобной переправой через стратегическую реку. Почти рядом с «хлебной девушкой» есть постамент. На нем увековечена грузовая машина ЗИС с зенитной установкой в кузове. Эта композиция так и называется «Переправа». Другой памятник погибшим в войне есть возле центрального входа на стекольный завод. Здесь установлен обелиск со звездой. Но самым большим мемориальным комплексом Аксая является, конечно, площадь Героев, появившаяся на месте снесенной Троицкой церкви. На ней есть бюст дважды героя Советского Союза летчика Николая Гулаева и братская могила с увековеченными на плитах именами погибших войнов.
Отдаляться дальше на восток от исторического центра лучше по улице Кирова, тем более, что как раз в этом направлении развивался Аксай в первые десятилетия после революции. В начале она еще благоустроена, и здесь располагается правление рыболовецкой артели имени Кирова. Но скоро асфальт заканчивается. Улицу часто пересекают глубокие овраги, отчего комфортнее не делается. Но наблюдение за живописным коллапсированием построенных в советское время самано-деревянных домишек вполне восполняет трудности пути. И не они одни. На восточной окраине улицы есть прекрасная площадка, с которой открывается запоминающийся вид на судоремонтный завод, пригород Аксая Берданосовку и широкую донскую пойму. Здесь также стоит обратить внимание на железную лестницу, уступами спускающуюся к Аксайке. Это, конечно, не потемкинская лестница в Одессе, но по высотной разнице между нижним и верхним уровнем вряд ли уступает ей. Вообще, в Аксае огромное количество лестниц. Почти каждый второй спуск к реке имеет какое-либо лестничное обрамление. Они могут быть стальными, железобетонными и даже кое-где деревянными. Там, где нет лестниц, склоны спусков укреплены всеми возможными материалами. Для этого служат и булыжник, и гравий с щебнем, а в некоторых случаях отработавшие свой срок тракторные гусеницы.
Обойдя местный санаторий, можно выйти к знаменитой Мухиной балке. Здесь в слоях известняка есть большие рукотворные полости, сделанные когда-то военными. Теперь они забетонированы. Некоторые лукавые краеведы утверждают, что в существовавших лабиринтах находился чуть ли не штаб всех ядерных сил Варшавского Договора. Вообще, балка красива и без военизированных излишеств. Здесь много боярышника и других вкусных вещей. Берега в особенности в районе пруда изрезаны узкими, но глубокими, оврагами, напоминающими горную местность.
Следующий период архитектурной истории Аксая связан со строительством на его территории крупного промышленного предприятия по производству карданных валов для сельхозтехники и преобразованием в 1957 году бывшей станицы в город. Завод и рабочий поселок вокруг него в короткое время выросли западнее старого кладбища. Особый интерес представляют одно и двухэтажные постройки барачного типа, некоторые из которых выполнены в стиле ростовского архитектора Ребайна. Подобных построек и в самом Ростове появилось после войны огромное количество. Квартал похожих строений есть еще и в восточной части улицы Чапаева.
Позднее район вдоль проспекта Ленина застраивался 3-4-5-этажными кирпичными домами, которые в Москве называют «хрущобами» и сейчас безжалостно уничтожают. В Аксае же они имеет весьма приличный вид и простоят еще немало лет.
Новая центральная площадь Аксая оформлена в лучших традициях советского монументализма. Памятник Ленину и администрация прекрасно дополняются линией ЛЭП, чья опора стоит тут же на площади. С южной стороны к площади подходит улица Карла Либкнехта. Это весьма культурно обустроенный бульвар с обилием древесных насаждений и лавочек, чем-то напоминающий ростовскую улицу Пушкинскую на ее отрезке западнее проспекта Буденновского. По этой улице любят гулять горожане. Но жемчужиной площади является, конечно, 17-этажное жилое здание, которое возвышается над всем городом и видно даже из Ростова.
Пороховая балка стала естественной преградой для развития города на запад, поэтому современное гражданское строительство ведется в основном в восточном направлении, а крайние северо-западные и западные части города заняты промзонами и дачами.
В 1990-ые гг. в жилищном строительстве в городе наметился застой. В это время только и был построен военный городок между Аксаем и Берданосовкой, живописно расположившийся на северных склонах Мухиной балки. Еще одним последствием этого депрессивного времени стало закрытие некоторых объектов культуры, например, кинотеатра на улице Мира, где сейчас обитают бомжи.
Все изменилось с подъемом российской экономики в начале 2000-ых гг. Так, в 2007 году в городе строилось уже более десятка жилых многоэтажных зданий, и сдано нового жилья 21,7 тыс. кв.м. Особенно интенсивно в последнее время застраивается район, примыкающий к верховьям Мухиной балки, с обеих сторон улицы Садовой.
Но не только этими новостройками исчерпывается архитектурная жизнь города. В старой части Аксая с сохранением структурных элементов былого зодчества перестраиваются дома казаков и купцов. Есть такие «новоделы» на улице Гуляева. В «советской» части города самано-деревянные дома не переделывают. Их просто сносят. На улице Чапаева недавно появился небольшой поселок из домов коттеджного типа. Можно сказать, что индивидуальное строительство в современном Аксае занимает сейчас достаточно видное место. На северо-восточной окраине города в районе, где начинается канал Дон-Темерник, который питает донской водой ростовские речки и водоемы, и вдоль дороги на Большой Лог появились в последние годы целые районы коттеджной застройки. Западнее канала можно также заметить несколько курганов. Это архитектурные элементы исторического характера и ритуального значения. Древние кочевники-арии хоронили в них своих умерших соплеменников. И не только их. Недаром, генуэзский купец Иосафат Барбаро еще в 15 веке искал в одном из курганов в окрестностях современного Аксая т.н. аланское золото.
В заключение рассказа об историко-архитектурном развитии Аксая можно прийти к выводу об его исключительном своеобразии. Современный городской аксайский пейзаж – это уникальный сплав древнего донского куренного зодчества с общероссийскими архитектурными стилями 19 и 20 вв. Аксай заслужено может претендовать на звание не только лучшего райцентра, но и одного из центров современной культурной жизни донской земли.
Временные этапы застройки Аксая
Исторический центр Аксая (спутниковый снимок)
Май-Август 2008