Хутор Татарка

 

Казаки-татары. Фото нач. 20 в.Мало, кто знает, что существует в Ростовской области такой этнос, как донские татары. Их немного. Но они оставили свой след в истории казачьего края. Примечательна в этом плане судьба небольшого хутора под названием Татарка.

Расположена она на берегу не широкого Тузлова северо-западнее исторической части Новочеркасска. Небольшая река образовала здесь огромную пойму, потому что уже миллионы лет протекает в гигантском геологическом разломе на границе Ростовского кристаллического щита и складчатых структур, образовавших Донбасс. Места здесь очень красивые и завораживающие. Отсюда хорошо видны корпуса и дымящие трубы НЭВЗа и электродного завода. В состав Новочеркасска она вошла в 1960-ые гг. До этого Татарка была сельским поселение, хутором, с богатой историей.

На Дону издавна жили татары, которые после развала Золотой Орды влились в состав русского государства. Они могли быть потомками разбитого войска Шейх-Ахмета, последнего хана Большой Орды. Мещерские татары также активно участвовали в освоении т.н. Дикого Поля. Историк А. А. Шенников упоминает о «сосуществование татар и русских в Червленом Яру. Последний оказывается не единственным тюрко-славянским образованием в юго-восточной Руси. Интересно и то, что подобные полиэтнические образования могли при определенных условиях приобретать не только форму территориально-общинных объединений протоказачьего типа, но и форму феодальных княжеств». Один из атаманов казаков-татаров Сары-Азман упоминается в переписки Ногайского князя Юсуфа в 1549 с Иваном Грозным: "Холопи твои, нехто Сары Азман словет, на Дону в трех и четырех местех городы постали... да наших послов... и людей стерегут да разбивают". Иван Васильевич на это отвечал: "А что еси писал, наши холопи Сары Азман ваших гостей побили, и те наши холопи в нашей земле много лиха учинили и ... убежали в поле". Давно исчезли бывшие приокские ханства, а их население переселилось в другие места или ассимилировалось с русскими. Осколки той культуры органически влились в состав здешнего казачества на заре его образования. На Нижний Дон татары могли попасть и с запорожскими казаками, в составе которых также был существенный тюркский компонент.

По мнению ростовского ученого Р.Ф. Патеева, «…большая часть нынешних донских татар свою родословную ведут от жителей так называемых «алты авылы», т. е. шести татарских деревень, компактно размещенных на территории Пензенской области… исторически это территория была пожалована Арслану Полкаеву, отличившемуся в войске Петра I во время Азовских походов. Часть татарского населения, служившего в рядах казачества, осела на Дону, а остальная часть переселилась в Пензенскую область. На сегодняшний день выходцы из «алты авылы» и их предки по-прежнему составляют костяк татарской диаспоры Дона (особенно г. Ростова и г. Новочеркасска)». Здесь следует сказать, что о расселении ногайцев в районе реки Суры в 17 веке свидетельствуют мордовские предания. Вполне вероятно, то жители «алты авылы» являются их потомками.

В первой половине 17 века из приуральских степей на территорию Дона происходила миграция племен ногайцев из развалившейся в это время Большой Ногайской Орды. Возможно, основание хутора Татарки связано с этим переселением. Точнее, с теми из них, кто перешел к оседлости и присоединился к казачеству. Есть сведения о том, что 120 семей ногайцев присоединились в 1623 г. к низовым казакам при условии сохранения своей веры. Наплыв ногайцев усилился в 1630-ые гг., когда на Дон приходили в одиночку и целыми улусами. Одной из городовых станиц Черкасска была Татарская, населенная ногайцами. Здесь имелась мечеть. В исследованиях историка Трепавлова упоминается об их принадлежности к ногайскому элю кенегес.

После переноса столицы казачества в Новочеркасск мусульманская станица также переехала на берега Тузлова. Общее количество мужчин и женщин в 1822 г. составляло 936 человек, из них служащих — 133. Жители занимались также ремеслами, а больше славились мастерским выполнением стеганых ватных одеял. В 1860-ые гг. некоторые татары подали прошение о переселении в Турцию. Разрешение на эмиграцию было дано, но отнюдь не все мусульмане оставили свои родные места. 15 семей уезжать в Турцию не захотели. По данным переписи 1873 г., на хуторе Татарском проживало 108 человек, имелся 21 двор.

Татарские имена и фамилии встречаются в приказах по Войску Донскому вплоть до того времени, когда сборники этих приказов перестали издавать. Среди них Мафталей и Усман Бикировы, Карагис и Афмет Каитовы, Саид Мавтолеев, Валит Халитов и т.д.

Казак-эмигрант А.П. Бояринов пишет, что «в 1930-х гг., в Ростовском пединституте заведовала кафедрой русского языка и литературы М. А. Полторацкая. Она со своими студентами выезжала в станицы и изучала Донские казачья диалекты. А в одной из таких экспедиций в окрестностях Новочеркасска она нашла свыше 10 семей обыкновенных казаков, которые между собою говорили по-татарски, на ногайском диалекте».

Бывшая религиозная школа ныне библиотекаНалаженный дореволюционный быт хуторян рухнул, когда в стране началась революция. В хуторе была одна деревянная мечеть. Она была закрыта в 1932 г. Хотели устроить в ней избу-читальню, но использовали как амбар для хранения зерна. Бывшее медресе было переоборудовано под библиотеку. В 1941 году бревенчатая мечеть была разобрана для укрепления блиндажей и ДОТов. Теперь на ее месте стоит клуб. Неказистое здание находится в плачевном состоянии и не эксплуатируется. В 2000-ые гг. было начато строительство новой мечети, но в связи с финансовыми затруднениями строительство так и не было закончено.

Пышно в последнее время празднуют День Победы, но многие героические деяния советских людей остаются позабытыми. Патриотический подьем, охвативший в те годы население СССР, коснулся и верующих-мусульман. В Ростовской области до сих пор не увековечены имена погибших в боях донских татар. Нет ни одного памятника, ни одной мемориальной доски, посвященных мусульманам, отдавших жизнь в годы страшной войны.

На нее ушло около 20 хуторян, вернулись единицы. Погибли три брата Салаховых. Измаил был поваров на фронте. Сулейман пропал без вести. Геройски сражался на Миус-фронте Хамзя Алиевич. Он был танкистом. В одном из боев он подбил 4 вражеских танка. Четвертый брат, Исхак, вернулся с войны инвалидом.

От рук бендеровцев погиб Асанов Ильяс Исаевич. Были убиты или пропали без вести Бикиров Сулейман Мустафьевич, Даликов Измаил Симонович, братья Мувталиевы, Мустафа и Сулейман Бикеровичи, Измайлов Мустафа Якубович и Мустафинов Аббас Юнусович.

В знаменитом 5 Гв. Кав. Корпусе, сформированном на территории донского края, сражался Сиит Ислям Саид-Аджи. За спасение командира в боях за Будапешт он получил медаль за отвагу. По национальности он был крымским татарином. После войны из-за репрессий против этого народа он не смог вернуться в Крым и переселился в хутор Татарку. Могила его находится на местном кладбище.

Вернулись с войны и позже также похоронены на нем Асанов Равиль Якубович, Асанов Сулейман Алиевич, Валитов Исхак Халитович, Деликов Абдрахман Резванович, Резванов Хасан, Резванов Ибрагим Хасанович и Фидкулин Хусаин Камальевич. Бывший мулла и преподаватель местного медресе, Бекиров Салим Асанович, был тяжело ранен и вскоре умер после возвращения. Из жителей хутора, славян, погибли на войне Семен Давыдов, братья Булгаковы, Василь Самойленко.

Жители хутораОставшиеся в хуторе жители также активно участвовали в укреплении обороны страны. Как вспоминает самая старая хуторянка, Валитова Равза Рамазановна, родившаяся в 1927 году, ее мобилизовали в 1941 году на рытье противотанковых рвов. 14-летняя девочка работала возле «армянского города» Чалтыря, Александровки и Валуевки.

- Мы питались одной рыбой. Хлеба давали маленький кусочек, - со слезами на глазах рассказывает ветеран. - Были голы и босы. Жили в завшивленных землянках.

Интересна судьба брата Равзы Рамазановны. На фронт он был взят с покалеченной ногой. В одном из боев на Миус-фронте он был тяжело ранен. 5 дней Ильяс лежал среди мертвых в воронке, куда его свалили, решив, что он уже мертв. Но он выжил. Затем воевал в Литве. Он последний из хуторян, ветеранов войны, кто еще не умер. Живет Ильяс Рамазанович сейчас в Ульяновске. Два его брата, Сулейман и Измаил, и их родственник Валитов Исхак Халитович также воевали.

Не добрым словом поминают хуторяне полицаев Крамских. До войны они были самыми активными сторонниками Советской власти. Во время коллективизации проводили необоснованные раскулачивания. Но, когда пришли немцы, пошли им служить. Крамские угнали 600 колхозных коров на скотобойни, оставим тем самым хуторян без мяса и молока. Грабили татарцев не только полицаи. Румыны также мародерствовали в хуторе. Брали все, даже тыквы, которые они называли дынями. Несмотря на то, что боев в Татарке не было, бед для ее жителей война принесла не мало.

После войны трудовая жизнь части хуторян была связана с НЭВЗом. До сих пор живы в памяти многих из них трагические события жестокого расстрела рабочих этого завода в 1962 году.

- Был страх, - вспоминает Асанова Салиха Юсуповна. – В день начала забастовки я работала во вторую смену. С подругами мы пошли на завод. Нас удивило большое количество солдат, окруживших в тот день предприятие. Гудели остановленные паровозы. Наш цех не работал. Было страшно.

Работали татарцы и на других предприятиях города. Например, общий стаж работы на Новочеркасском заводе постоянных магнитов семьи Валитовых составляет более ста лет.

На сегодняшний день рядом с хутором сохранилось татарское кладбище, на котором местные мусульмане хоронят усопших. Во времена существования колхоза имени Максима Горького около него была свиноферма. Отходы производства утилизировались прямо на территории кладбища. Надгробия использовались некоторыми жителями хутора, не мусульманами, для строительства фундаментов своих жилищ. Кроме того, в период ВОВ его северная часть была засыпана отвалами противотанкового рва. Деревянный забор был снят, а само кладбище заминировано. В настоящее время ему угрожает городская свалка.

Новочеркасская свалкаСовременный пейзаж этого полусельского района угрожающе дополняет смрад от горящей новочеркасской мусорки, которая расположена выше на косогоре, в бывших песчаных карьерах. На деревьях в поселке вместо жердел висят полиэтиленовые кульки, которых нанесло сюда с гигантской свалки. Она эксплуатируется уже 30 лет. Раньше её не было видно, так как отходы скрывали борта карьера. Но сейчас толщи бытовых отбросов буквально нависают над домами жителей и угрожают засыпать древнее мусульманское кладбище, где и сейчас хоронят хуторян.

Жители возмущены таким наплевательским отношением к себе со стороны городской власти. Но помочь им некому. После того, как ситуацию в поселке осветили некоторые местные СМИ, сюда власти Новочеркасска стали присылать клоунов и устраивать различные концерты. Этим они хотят задобрить жителей. Денег на рекультивацию свалки якобы нет. Депутат Сторов от «Единой России», которого избирали жители в городскую думу, бездействует.

Проблем и без свалки в этом поселке очень много. Автобус ходит раз в два часа. Клуб закрыт. Газ, несмотря на обращение жителей к помощнику президента, так и не проведен местными властями.

Пережила Татарка и глубокое желание увековечить собственное имя большого бизнесмена Сергея Салкинова, бывшего владельца «Митоса». Он решил переименовать ее в Салкиновку и установить свой бюст. Но жители хутора решительно отказались это делать.

Сейчас первейшей необходимостью является не самообожествление некоторых членов бизнес-сообщества, а сохранение памяти о донских татарах, их истории и культуры. Хуторяне уже давно добиваются установки памятника или мемориальной доски, посвященных погибшим на войне односельчанам. В целях увековечивания памяти героев войны можно переименовать улицы хутора. Также властям Новочеркасска не плохо было бы улучшить материальное обеспечение ветеранов, еще проживающих в Татарке.

Ноябрь 2009

Список литературы:

Бояринов А.И. Казачество и Россия и их взаимоотношения // Степные рыцари России / Казачье зарубежье – Ростов-на-Дону, 2005

Куц О. Ю. Татары на казачьем Дону (по материалам 1630-60-х гг.) – Интернет-версия, 2010

Патеев Р.Ф. Ислам в Ростовской области. - М.: Логос, 2007

Трепавлов В.В. История Ногайской орды. – М., 2002

Черницын С.В. Донские татары: Этнокультурный очерк. Дикаревские чтения. Краснодар, 2006

Черницын С.В. Казаки – Мусульмане: Этнодемографические процессы (2-я пол. XIX – нач. XX вв.) – Интернет-версия, 2010

Шенников А.А. Червленный Яр. Л., 1987

о сайте | контакт | ©2009 Максим Назаров Хостинг «Джино»