Архитектура Ростова-на-Дону советского периода

Опубликовано в журнале "Проект: Юг" # 1-2 (49) Январь-Февраль 2009

 

Много существует на Земле и в космосе мест проживания человека, но самое жизнерадостное из всех – это город. А если город большой, то от этого обстоятельства еще радостнее. К таким большим городам относится и Ростов-на-Дону. Он создавался не сразу, а на протяжении многих и многих поколений. Напластования разных эпох переплетаются в его облике. Много в Ростове памятников дореволюционной архитектуры, но все же больше он известен зданиями, построенными в советское время.

Барельеф на табачной фабрике

 

Период гражданской войны и НЭПа особых архитектурных наслоений в истории города не оставил. Но именно в это время Ростов в 1928 году объединился с Нахичеванью. Его современная история начинается с периода индустриализации, когда в Ростове один за другим появились гигантские заводы и фабрики, вокруг которых образовалось немалое количество рабочих поселков. Если в дореволюционное время заселение подобных районов для пролетариев проводилось стихийно, то в конце 1920 - начале 30-ых гг. они уже строились по определенному плану. Градостроительная концепция Ростова тогда была разработана по идеям Д.Е. Шибаева. На окраинах города вокруг возникающих предприятий были заложены районы с радиально-кольцевой планировкой улиц и переулков с главной площадью в центре. Они сохранились до сих пор в районе Красного Города-Сада, Сельмаша, поселков Первомайского и Маяковского (Берберовка). Предполагалось, что основная застройка станет одноэтажной и будет вестись за счет прибывающего из деревень контингента новый рабочих. Лишь в центре должны быть построены малоэтажные здания с административными и общебытовыми функциями. Самано-деревянные дома появились, а вот магазины, школы и бани были выстроены позже, в некоторых районах даже в послевоенное время.

За улицей Смычки начинается самый нетронутый временем северо-восточный угол поселка Сельмаш, который географически примыкает к Кизитериновской балке. Здесь одноэтажная застройка сохранилась в почти первозданном виде. Главной улицей является улица Просвещения, бывшая ранее улицей Сталина, от которой ответвляются и кружат по склонам балки все остальные улочки и переулки. В этом районе прекрасно сохранились как первоначальные фасады домом, так и дворы местных жителей. Теперь стоит рассказать, какой вид имеет дворовая архитектура, скрытая за фасадами и заборами. Как правило, на одном общем участке живет несколько семей. Фасадный дом принадлежит первопоселенцам, к которым потом в силу разных житейских невзгод подселялись еще несколько семей, строивших жилой дом в глубине дворового участка. Одна семья на имеющейся у нее земле могла построить кроме жилого дома еще подсобные помещения типа летней кухни и сарая, где хранились дрова и уголь. Здесь же существовали и остальные «удобства» - туалет и помойная яма. Хватало места и для небольшой грядки, где выращивались лук и другая зелень. Постройки в большинстве случаев были самано-деревянные, впоследствии обложенные кирпичом. Конечно, размеры и качество дома, кухни и дворового участка варьировали в зависимости от материального состояния семьи, но общие принципы были неизменны. Такой уклад жизни был принесен из деревни, только в городе «крестьянская усадьба» скукожилась до размеров очень небольшого земельного участка.

Эти принципы домостроения характерны и для других районов Ростова, появившихся в 1930-ых гг. в связи с массовым переселением крестьян в город. Таких, как поселок Северный, 1 и 2-ой Орджоникидзе, имени Чкалова, Автосборочный, Камышевахский. По мере роста общего благосостояния советских граждан улучшались и жилищно-бытовые условия их существования. Постепенно в поселках появились канализация и водопровод, на смену печному отоплению пришло газовое, а самано-деревянные конструкции заменены кирпичными. Но до сих пор многое улицы не заасфальтированы и не имеют фонарного освещения, представляя большую проблему для здешних жителей. Летом здесь пыльно, в остальное время года грязно.

Хорошо сохранился подобный район в северо-восточной части Нахичевани в районе кондитерской фабрике, построенной на месте еще дореволюционного кладбища. Здесь находится радиально-кольцевой район поселка Берберовка. Многие здания на этих улицах сохранили свой первоначальный вид. Выход на проспект Шолохова обрамляют два уникальных здания в ребайновском стиле послевоенного времени. Центр этого поселка называется площадью Культуры. Здесь находится школа и общежитие с отдельно стоящими тремя 5-этажными жилыми зданиями, разделенными улицей Коммунаров. Построены они в 1930-40-ые гг. Недалеко в одном из типичных для того времени трехэтажном домике желтого цвета находится знаменитый на весь поселок Берберовка магазин «Грамм», даже в наше время сохранивший свой первоначальный вид.

Новый бытПодобные поселки опоясали старый, дореволюционный, город со всех сторон. Впрочем, в центре Ростова в это время появилось много интересных архитектурных объектов, как жилого, так и административного, бытового и культурного предназначения. Так возникли Дом Смычка на Комсомольской площади, Андреевский жилкомбинат на проспекте Буденновском, комплекс домов для специалистов на улице Текучева, Дома-Гиганты на Ворошиловском проспекте и улице Профсоюзной. Все они воплощали идею домов-коммун, где рабочие и трудовая интеллигенция должны были жить со всеми удобствами, характерными для того времени. Вокруг них строились предприятия бытового обслуживания, школы и магазины. Моделью такой застройки являлись комплексы зданий под названием «Новый Быт». Один был построен около водочного завода, а другой на улице Суворова. В их дворах до сих пор сохранились рудиментные элементы былого благоустройства вроде фонтанов, бетонных заборов и других. На Нольной улице также существуют подобные здания, образуя квартал Водников. Они особенно эффектно смотрятся со стороны сохранившихся еще с дореволюционных времен трущоб, расположенных ниже Театральной площади.

Стиль конструктивизм запечатлен и в общественных зданиях этого периода. Среди них стоит, конечно, выделить Лендворец, построенный Л.Ф. Эбергом в 1927 году. Комплекс зданий института железнодорожников (РГУПС), Ростовский автодорожный техникум на улице Большой Садовой. Но несомненным шедевром, ставшим символом Ростова, является здание драматического театра, т.н. Дом-Трактор. Его силуэт повторяет линии существовавших тогда образцов продукции тракторных заводов. Фасад его украшен горельефами Сергея Королькова «Вандея» и «Железный поток». Едва заметная беломраморная мемориальная плита, созданная усилиями ростовского ВООПИиКа, на фоне белой стены театра как бы символизирует до сих пор не изученные белые пятна в жизни создателя этой скульптурной композиции. Другой интересный символ той эпохи, памятник Кирову, недавно передвинут с улицы Большой Садовой на улицу Пушкинскую, где загораживает проход по главной аллее. Гораздо уместнее было бы его поставить у главного входа гостиницы «Ростов». Она является также одним из знаковых примеров ростовского конструктивизма. Там бы он наглядно дополнял бы антураж того времени, когда памятник и гостиница были созданы.

Ростов был сильно разрушен во время ВОВ. Особенно пострадал исторический центр города. Меньше всего военными действиями были затронуты как раз рабочие, одноэтажные, поселки.

Но город быстро восстановился. В 1945 году был создан новый генеральный план под руководством академика В.И. Семенова. Главным архитектором города долгие годы был Я.А. Ребайн. В это время воплощены многие идеи советского неоклассицизма.

Дом с Башней в поселке СельмашЗдания строятся по индивидуальным проектам. Используется декоративное членение фасадов и различные виды украшательства от портиков, зубчатых карнизов, руста и пилястров, до лепнины, часто с советской атрибутикой в виде серпов и молотов, а также статуями рабочих различных специальностей. Возводятся целые поселки в подобной стилистике. Это кварталы двух-трех этажных жилых зданий в районе улиц Нариманова и Киргизской. В центре Сельмаша застраивается площадь Мира, на которой возводятся четырехэтажные здания, покрашенные в специфически сельмашевский темно-красный цвет. Но особенно в этом отношении интересен поселок гипсового завода.

Этот поселок яркий пример ростовской архитектуры для рабочих послевоенного времени. Он расположен на северо-западной окраине бывшей станицы Нижнегниловской. Сам гипсовый завод расположен западнее поселка на берегу балки Кульбакина. Три ряда двухэтажных кирпичных построек желтого цвета вперемежку с деревянными сараями и туалетами-сортирами во дворах расположены на улице Заводской и переулке Урицкого. Недалеко находится здание заводоуправления, которое стоит напротив входа на гипсовый завод. Здание построено в том же стиле, что и весь поселок. Но жемчужиной здешней застройки является, конечно, местный ДК. В своем первоначальном виде он был украшен портиком с четырьмя прямоугольными в сечении колоннами, украшенными ордерообразной лепкой. Анфилады подобных колонн расположены и по бокам здания.

В центре Ростова появились Жилой Дом ученых на Большой Садовой, 7-этажное здание с башней на проспекте Буденновском. Одним из самых удачных использований приемов советской неоклассики стало оформление фасадов зданий РИСХМа (ДГТУ). Работы проводились под руководством архитектора Бурова.

Главный корпус ДГТУТакже стоит отметить построенные в 1950-ые гг. цирк, краеведческий музей, кинотеатр «Россия». Получило завершение архитектурное обрамление центральной площади Советов, где было возведено здание нынешнего Полпредства с богатой пластикой фасада и перестроен Дом советов (Обладминистрация). В конце 1940 – начале 1950-ых гг. был оформлен выход города к Дону. Коренным образом реконструирована набережная. Тогда же архитектурно обустроен спуск проспекта Буденновского к реке.

После постановления ЦК КПСС в 1957 года о массовом жилищном строительстве ориентиры ростовских архитекторов заметно поменялись. Теперь жилищная проблема решалась применением типовых проектов и типовых строительных конструкций. В Ростове один за другим стали появляться кварталы однотипных 5-этажных жилых зданий, ярким примером которых является застройка проспекта Ленина.

В это время получило свой современный облик Братское кладбище, одно из немногих сохранившихся в городе, в котором запечатлены события, как дореволюционной истории Ростова, так и первых десятилетий Советской власти. Особенно на нем много объектов, относящихся к ВОВ. Обелиски и памятники, посвященные сражениям за Ростов, можно увидеть во всех частях кладбища. Среди них выделяются памятники погибшим войнам ростовского полка народного ополчения и 230 полка КВНКВД, а также скульптурная композиция «Скорбящая мать», установленная на месте захоронения пионеров, расстрелянных фашистами.

Есть на кладбище и памятники советским полководцам. На одной из центральных аллей возвышается на высоком постаменте бюст генерал-полковника А.Г. Батюни, одного из немногих высших командиров 6-й Армии вышедших из окружения под Харьковом в мае 1942 года. Умер он в Ростове в должности начальника штаба СКВО. Рядом расположено надгробие героя Советского Союза А. П. Дмитриева, участника штурма Берлина. В послевоенные годы он был начальником политуправления СКВО. Руководителем фронтовых трибуналов был Л.И. Яченин, который также захоронен на кладбище. Он стал прокурором УССР в 1937 году, и в его заместителях некоторое время был Роман Руденко, ставший впоследствии гособвинителем от СССР на Нюрнбергском процессе. По сравнению с этими памятниками совсем небольшим выглядит надгробие пионера-патриота Саши Чебанова, ушедшего в 15 лет с полком народного ополчения на фронт, где он героически погиб в 1942 году. Его памятник установлен на средство от сбора металлолома учащимися 33 и 24 школ.

Скорбящая матьИз других исторических захоронений на кладбище выделяется, конечно, памятник Степану Вострецову, герою Гражданской войны и победителю белокитайцев во время конфликта на КВЖД. Он был последним, кому было вручено почетное революционное оружие (шашка) с вделанным в него орденом Красного Знамени. Его жизнь закончилась трагически. Он застрелился в мае 1932 года.

Герой уже другого времени захоронен недалеко от могилы Вострецова. Это летчик советских ВВС Борис Капустин, который увел самолет с заглохшими двигателями от жилых кварталов Берлина, недалеко от которого он служил в 1960-ые гг.. В другой части кладбища недавно установлено надгробие Ивана Капленкова, последнего моряка крейсер «Варяг», который умер в Ростове в 1954 году.

На Братском кладбище расстрелян один из командиров Красной Армии Борис Думенко, чей корпус прославился взятием Новочеркасска. Он был обвинен в заговоре против Советской власти. Здесь находится кенотаф Ченцова, одного из руководителей большевиков во время революции. Он был расстрелян в 1937 году, и местонахождение его настоящей могилы неизвестно. Захоронен на кладбище и первый исполнитель роли Ленина в кино В.Н. Никандров. Веянием последнего времени стало установка памятного камня, посвященного умершим в Ростове венгерским военнопленным.

Но настоящий расцвет типового строительства начался после очередного постановления 1969 года. Интенсивная застройка окраин города 5-9 этажными панельными зданиями приобрела невиданные масштабы. В 1970-80-ые гг. возникают огромные жилые районы такие, как ЗЖМ, Северная Александровка, Военвед и Темерник. Самым удачным из них признан Северный Жилой Массив.

Микрорайон Северный возник в 1970-ые гг. 20 века. Он полностью застроен многоэтажными жилыми зданиями современного типа. Лишь в начале проспекта Космонавтов и на северо-западе имеются небольшие промзоны. С востока к микрорайону примыкает старинный армянский поселок Мясникован с частными одноэтажными домовладениями, существовавший на правом берегу Темерницкой балки с дореволюционных времен. Бульвар Комарова, задуманный, как общественный центр всего микрорайона, долгое время имел вид пустыря. Лишь в последнее время заложен парк. Строятся супермаркеты и спортивные комплексы. Продолжается застройка на южном берегу недавно реконструированного Нижнего водохранилища. К имеющейся здесь модернизированной БСМП-2 прибавляются новые общественные и жилые здания, зовущиеся среди риэлтеров «Северной Венецией». Микрорайон Северный можно считать удачным опытом советской архитектуры последних десятилетий существования СССР в области жилого и гражданского строительства.

ОргтяжстройВ это время в Ростове появились многочисленные шедевры, возведенные из стекла и железобетона, в которых расположились в основном общественные, научные и культурные учреждения. Выделяются из них здания института «Оргтяжстрой» на проспекте Ворошиловском, построенное в 1969 году В.Н. Разумовским, НИИ «Атомкотломаш» на Театральной площади и гостиницы «Интурист». Сразу привлекает к себе внимание запоминающееся здание Донской библиотеки на улице Пушкинской архитектора Я.С. Заниса. Неплохо вписался в застройку улицы Большой Садовой универмаг «Солнышко». Жемчужиной ростовской набережной стал новый Речной вокзал. Недавно достроено помещение театра оперы и балета с силуэтом рояля с открытой крышкой.

Удачно получился общественный центр ЗЖМ на проспекте Коммунистическом с рядом высотных зданий, культурных заведений и скульптурой «Дружба народов» болгарина Дмитрия Цонкова перед административным корпусом.

Весьма интересна застройка площади Карла Маркса с военным мемориалом «Вечный огонь», ДК завода «Красный Аксай», памятником первому марксисту и административным зданием бывшего пролетарского райкома КПСС. Это одна из немногих успешных попыток ростовских градостроителей создать целостный архитектурный комплекс периода застойного социализма. Кроме того, он весьма колоритно вписался в сохранившие дореволюционный облик кварталы старой Нахичевани.

Мозаика ЛабинцеваНе забывали ростовские архитекторы и о благоустройстве города. В центре появляется целая серия подземных переходов под главными улицами Ростова. Они удачно оформлены живописными панно народным умельцем Ю. Лабинцевым. Особенно ими восхищаются гости города.

На фоне несомненных успехов ростовского градостроительства этого времени существовали и значительные упущения. Не было построено метро, недооформлен выход к Дону в районе парадной Театральной площади, существовала реальная угроза превращения Темерника в канализационный сток, недостаточно решена проблема связи Ростова с левобережьем и т.п.

В заключении можно подчеркнуть, что современный облик города во многом определяют архитектурные наработки, воплощенные архитекторами советского периода. А некоторые здания признано причислены к шедеврам мировой архитектуры.

Февраль 2009

о сайте | контакт | ©2009 Максим Назаров Хостинг «Джино»