Донецкая крепость в оборонительной системе Приазовья в XVIII веке
Строительство русских крепостей и других оборонительных укреплений на Нижнем Дону и Приазовье началось с Азовских походов Петра Великого 1695-96гг. Османская Империя имела в этом районе к тому времени крепости Азов и Лютик, а также Каланчи, прикрывавшие подходы к Азову. Сведений о нахождении турецких укреплений на правом берегу рек Дон и Мертвый Донец пока не найдено.
Настойчивые попытки русского государства овладеть выходом к Азовскому морю увенчались взятием Петром 1 Азова в 1696 году. Следующие 15 лет русские усиленно осваивали берег Таганрогского залива и дельту Дона. Обозначились два центра обороны. Один – в окрестностях современного Таганрога, другой вокруг крепости Азов.
В 1696 году по приказу Петра 1 началось строительство гавани и крепости на Таганьем Роге. Но инженер Лаваль, руководивший до этого работами по укреплению Азова, заложил шанец на Петрушиной косе (2, стр. 103). В следующем, 1698 году, пушкарский приказ сместил Лаваля и решил строить крепость в устье Миусского лимана (будущая Семеновская крепость). Этими работами руководили барон Боргсдорф, Траузен и датчанин Юрий Франк. В дальнейшем, это решение так же было признано не вполне правильным. Началось планомерное строительство Троицкой крепости на месте нынешнего Таганрога. В дополнение к этим укреплениям были возведены Павловская крепость в устье Миуса и крепость Черепаха (в настоящее время находится под отвалами металлургического завода). Между ними был возведен Петровский вал. Этими работами руководил будущий генерал-адмирал Федор Апраксин.
До строительства на Таганьем Роге Петр I укрепил Азовский район. Была усилена Азовская крепость, напротив нее возведена Петровская крепость, ниже по течению заложена Алексеевская (2, стр.103). Продолжали эксплуатироваться турецкие Каланчи и Лютик. Кроме того, были построены батарея напротив современного Дугино и два шанца в устье Кутюрмы, по обеим сторонам фарватера, каждый на 12 орудий. Эти шанцы, в то же время, служили и маяками (2, стр.179). В районе р. Койсуг имелись еще Скопинская фортеция и небольшой редут того же названия.
Бурная строительная деятельность Петра I была прервана неудачным Прутским походом 1711 года. По перемирию того же года Россия оставляла Троицкую и окружающие ее крепости. Та же участь постигла и Азовскую крепость. Все имущество было отправлено в новопостроенное укрепление – Транжемент, в семи верстах ниже по течению от Черкасска.
По договору 1712 года Россия и Турция обязывались не строить крепостей между Азовом и Черкасском. Транжемент был переведен на 3 версты выше Черкасска.
Но место это оказалось неудачным. Указом от 16.03.1730 на Васильевских буграх, в двух верстах выше Транжемента, приказывалось начать строительство крепости св. Анны. Ее возведением руководил генерал-майор де Бреньи (8, стр. 57).
По Белградскому миру 1739 года Россия получала возможность построить крепость около о-ва Черкасского, но не имела права вновь отстроить Троицкую крепость. Азов и окрестности попали в барьерные земли между Россией и Портой. Остается открытым вопрос о существовании в елизаветинское время укреплений по Мертвому Донцу и на северном побережье Таганрогского залива. Есть литературные сведения о существовании Донецкой крепости (3, стр.53-55, 6, стр. 123, 7,т. 5, стр. 93, 8, стр. 57). В «Записках Одесского общества истории и древностей», изданных в 1868 году, в статье «Сборник событий в Новороссийском крае» автор, повествуя об истории Азовской крепости, приводит интересные сведения об ордере князя Репнина от 9 октября 1741 года о подорвании половины Азова и переводе Азовской команды в Усть-Донецкую крепостцу (1, стр.84). Иоган Гильденштедт, академик Петербургской академии наук с 1771года, в «Дневнике путешествия в южную Россию» так описывает земли, прилегающие к Мертвому Донцу: «На южном берегу его (Мертвого Донца) лежит теперь опустевшая крепость Лютик, а на северном возвышенном берегу его верхнего устья стоит русская Донецкая крепость, которая была заложена во вторую Турецкую войну (Русско-турецкая война 1736-39гг.), после взятия Азова, но после сооружения крепости св. Димитрия упразднена» (7, т.4, стр259). Она показана и на картах того времени. Это было земляное укрепление. Оно находилось между истоком Мертвого Донца и Кульбаковой балкой. Историю Донецкой крепости можно разделить на два периода. Первый связан с русско-турецкой войной 1736-39гг., а вторичное возобновление ее с борьбой русского государства за приазовские земли при Елизавете Петровне и Екатерине II .
Укрепление приазовского пограничья Российской империи в середине 18 века велось по двум направлениям: восстановление и реконструкция старых крепостей – Азовской, Троицкой и прилегающей к ней укреплений на Миусском полуострове, а так же строительство новых укреплений. Так в 1761 г . под руководством А.И. Ригельмана строится крепость Святого Дмитрия Ростовского. До 1811 г . она являлась форпостом русских войск в войнах с Турцией. Укрепляется северное побережье Таганрогского залива вдоль стратегической дороги на Черкасск, а позже к крепости Св. Дмитрия Ростовского. В устье р. Самбек на правом берегу сооружается Круглый Редут. Донецкая крепость сохраняется как резервная, контролирующая переправу на Кубанскую сторону, а так же выход из дельты р. Дон.
Последний период крепостного строительства в Приазовье, когда были возобновлены крепости на Миусском полуострове, относится к середине 19 века. На западной окраине Недвиговского городища (древний город Танаис) существует в хорошей сохранности небольшое укрепление. Во время Крымской войны 1853-55гг. на этом месте предполагалось построить оборонительное укрепление. Был составлен план. Главное укрепление на нем занимало территорию самого городища, а с юга, севера, запада и востока его подступы защищали редуты и батареи. Возможно, при планировании его авторы использовали более древнее укрепление западнее городища, попавшее в плане в общую схему западного и южного редута, включив его в единую оборонительную линию.
В петровское время началась регулярная служба казаков в русской армии. Они несли службу в Азове, Каланчах, крепости Лютик. Донской историк Савельев без ссылки на источники пишет о казачей заставе у истока Мертвого Донца(5, стр.398). После неудачного Прутского похода Россия потеряла Троицкую и Азовскую крепости. Взамен них был построен Транжемент, ниже Черкасска. В него были свезены пушки и оружие из Азова и Таганрога. Службу в нем нес Азовский конный казачий полк, первым руководителем которого был Волоха Васильев(4, стр.151-152). В июле 1712 года полк был переведен в Новый Транжемент, выше Черкасска, а с 1730 года в Анненскую крепость. В 1736 году полк осаждает Азов, а с 1761года он несет службу в крепости св. Дмитрия. С 1769 года он снова в Азове. В 1778 году полк расформирован, а казаки расселились по низовым станицам Елизаветинской и Гниловской (9, стр.24).
Список литературы:
1. Бойко А. Л. Редкая книга. – В сб.: Рубикон, вып. 2, Ростов-н/Д., 1998.
2. Елагин С. История русского флота. Азовский период. Ростов н/Д., репринт, 1996.
3. Перепечаева Л. Б. Азовская крепость в петровское время. – В сб.:
Крепость и посад Азов (конец XVII –начало XX вв.) Азов, 1995.
4. Ригельман А. И. История о донских казаках. Ростов-н/Д., 1992.
5. Савельев Е. П. История казачества. Ч. 3, репринт, Ростов-н/Д., 1990.
6. Сватиков С. Г. Приазовский край в начале царствования императрицы
Елизаветы Петровны (1741-43). – В кн.: Записки Рост.-н/Д. о-ва истории,
древностей и природы. т.1, 1912.
7. Сидоров В. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. т.4,5,
Ростов-на/Д., 1999.
8. Чеботарев Б. В. Очерк о начальном периоде истории г. Ростова-на-Дону и
окрестных селений. – В сб.: Из истории Дона. Ростов –н/Д., 1956.
9. Казачий словарь-справочник. Т.1, репринт, М., 1992.
март 2001