ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО РОСТОВУ

отстойники

Путеводитель по Ростову

Отстойники

Промзоны. В Ростове их много. Одна из них находится на левом берегу Дона между Ворошиловским и новым нижнегниловским мостами. Застроенная часть ростовского левобережья тянется узкой полосой вдоль реки и делится на три части. Восточная занята базами отдыха и ресторанами. Там также располагаются гребной канал, центральный пляж и другие места скучных развлечений. Другое дело западная часть. Она вся занята бурно развивающейся в последнее время промзоной. Между ними несущественное место отдано жилой застройке по улице Шоссейной и обывательским дачам около железнодорожной платформы Заречная.

Отправляемся на левый берег по Ворошиловскому мосту. Сразу за мостом сворачиваем на запад, на улицу Шоссейную. Сразу замечаешь огромные речные краны, перемещающие металлолом на суда, заходящие в залив Ковш. Расположенная на этой улице мещанская застройка малоинтересна. Даже лучше не двигаться строго по этой улице, а стоит свернуть в какой-нибудь проулок и, осторожно перемещаясь по петляющей среди камышей дороге, пробираться примерно в юго-западном направлении.

Вскоре полуразваленные обывательские домики заканчиваются. Пробравшись сквозь камышовые заросли, мы выходим на территорию, занятую гаражами. Здесь можно вдоволь походить по лабиринтам гаражного кооператива, так как выход придется искать долго. Зато на всю жизнь можно насмотреться на разнообразные вариации автомобильных гаражей и висячих замков. За гаражами начинается промзона.

Дальше наш путь идет к ростовскому элеватору гениальной конструкции. Его видно с многих точек в Ростове, но только на левом берегу проникаешься философоско-экономическим величием элеваторного комплекса. Постепенно приближаемся к нему все ближе и ближе. И вот прямо перед нами ослепительно белое сооружение, распространяющее вокруг себя незабываемый теплый запах. Здесь перед въездом на элеватор постоянное столпотворение грузовиков с прицепами. Можно посмотреть, как ждущие водители играют около своих машин в домино.

Насмотревшись на элеватор, двигаемся к развилке дорог, одна из которых ведет на водную станцию «Динамо». Нам не сюда. Мы идем по дороге в новую часть промзоны. Вскоре за поворотом появляется железнодорожный путепровод над шоссе. Здесь мы пересекаемся с железной дорогой, связывающей Ростов с Батайском. Сразу за путепроводом слева можно увидеть останки прежней автодороги, по которой до 1960-ых гг. двигался транспорт из Ростова на юг. Во времена, до постройки Ворошиловского моста, через Дон существовала наплавная переправа в районе проспекта Буденовского. Дальше дорога шла по северной стороне залива Ковш, вдоль которой и образовалось левобережное поселение (ныне улица Шоссейная). Потом она проходила через элеватор к путепроводу и по старой дороге продолжалась на Батайск. Эта дорога хорошо наблюдается с западной стороны, когда выезжаешь на электричке из Ростова в южном направлении. Особенно впечатляют брошенные свайные конструкции через озеро Лиман перед Батайском.

Осмотрев эту автодорогу, отправляемся дальше. Слева можно увидеть песчаный карьер, но он далеко от нашей дороги, и мы туда заходить не станем. Да и впереди нас ждет настоящая промзона. Главная дорога сворачивает на север, а мы по грунтовке продолжаем путь на запад. Это улица 2-я Луговая. Здесь задворки заречной промзоны. Слева вскоре начинаются мелиоративные пойменные озера, а справа возникают одно за другим уникальные здания различных производств. Рекомендуется подружиться с местными псами, охраняющими их территорию. Они добрые, несмотря на свой дикий рабочистский вид. Псы сильно привязаны к своему рабочему месту и далеко от него не отбегают, поэтому опасность для мирных путешественников представляют минимальную.

Дойдя до подстанции, поворачиваем на север и заходим в самые глубины здешней промзоны. Возвышающиеся со всех сторон газгольдеровидные сооружения и деловая атмосфера, царящая здесь, окончательно помогают достичь нам адекватного состояния промзонофильства. Вскоре, поворачивая снова на запад, выходим на улицу Луговую, там, где на вечном приколе в виде транспортного памятника установлена речная «ракета». В этом месте находится центр промзоны. Висят флаги возле проходных, ходят рабочие.

К сожалению, уже совсем скоро промышленные здания заканчиваются, и с правой стороны начинается прибрежный пустырь. Но здесь есть другая достопримечательность. Это многокилометровый идущий слева вдоль дороги забор, за которым находится местная промзоновская свалка. За забором открывается децентрализованная картина нагромождения различных выброшенных железобетонных изделий и металлолома.

На северной стороне через пустырь виден застроенный частниками правый берег и суда, стоящие на донском рейде. К счастью, этот неприглядный вид в будущем скроют новые корпуса речного порта, о чем гласит огромный плакат, установленный у дороги. По пустырю уже двигается мощная строительная техника, и стоят вагончики рабочих. Это очень радует, и мы, успокоенные, двигаемся дальше.

Теперь слева можно увидеть полузаросший ерик Протоку, а справа начинаются общегородские очистные сооружения с огромными отстойниками. Антропоморфный запах распространяется по местности. Местные производственные здания выглядят полузаброшенными. Воздух влажен. Испарений много. Нежелательный контраст с одухотворенной промзоной усиливается. Но зато здесь очень тихо. Машины проезжают по дороге редко. Для облегчения нестандартного впечатления можно пройтись по шпалам расположенной рядом железной дороге. В сторону отстойников углубляться не стоит. Наконец, очистительный запах остается позади.

Вскоре замечаешь, что железная дорога засыпана песком, а ерик полностью выклинивается. Пройдя придорожную лесополосу, мы оказываемся на территории очередного карьера. Он достаточно большой. Почти теряются на карьерном пространстве работающие здесь экскаваторы и бульдозеры. Здесь можно вдоволь находиться среди песчаных масс, понаблюдать за работой различных механизмов, почувствовать себя геологом, разглядывая песчаные останцы не до конца срытые экскаватором.

Сразу за карьером с дороги открывается панорама высокой дамбы, служащей основанием для железнодорожного пути и автодороги. Взбираемся на нее и оказываемся на совмещенном нижнегниловском мосту. С юго-запада открывается пойменный пейзаж района протоки Чертановки. Здесь между Доном и рекой Койсуг сохранилось огромное пространство пойменных лугов, когда-то, до строительства Цимлянского водохранилища, заливавшееся донской водой. Сейчас здесь идет процесс усыхания и засоления. Это хорошо видно в районе действующих песчаных карьеров, а также ближе к Батайску, где на месте таких же разработок появились известные на весь Ростов соленые «Голубые озера». Для улучшения водо-соляного баланса через всю Чертановку прорыт канал УОСа, а в том месте, где река Койсуг впадает в Дон, находится дамба, через постоянно открытые затворы которой донская вода мощным потоком вливается в эту реку, также обводняя засыхающий и засолоняющийся участок здешней поймы. Проделанная человеческим разумом работа позволила превратить район протоки Чертановки в зону отдыха для ростовчан. На берегах канала и реки. Койсуг буйствуют рыбаки и ловцы раков, а в районе Кривой Музги и Свинячьего Прогноя бродят довольные коровы. Еще ростовчане по выходным и праздникам любят здесь устраивать пикники и другие посиделки с лаканием алкоголя и даже купанием в заросшей трясиной воде местных водоемов.

Со сдвоенного моста также видны городские кварталы бывшей станицы Нижнегниловской и Кумженская стрелка, образованная Доном и истоком Мертвого Донца. В завершении путешествия по левому берегу хорошо понаблюдать с моста за тяжело ползущими по реке в сторону Азовского моря нефтевозами и баржами, груженными углеводородным сырьем и металлоломом. Здесь стоит насладиться разницей, сравнивая это движение, с легко плывущими в обратном направлении похожими плавсредствами, импортирующими в нашу страну малочистый воздух Турции и ЕС.

< >

о сайте | контакт | ©2006 Максим Назаров Хостинг «Джино»