ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО РОСТОВУ

Меотский комплекс

Путеводитель по Ростову

Меотский комплекс

Александровка сравнительно недавно включена в состав Ростова. Это произошло в начале 1960-ых гг. До этого времени существовала станица Александровская, больше тяготевшая к Аксаю, чем к Ростову. Но времена изменились. Теперь Александровка перспективный район для развития. В районе идет крупномасштабное жилищное строительство. Возводятся новые предприятия. Но это, в основном, касается т.н. Верхней (новой) Александровки, расположенной севернее проспекта 40-летия Победы. Старая Александровка, или Нижняя, является во многом депрессивным районом. Так, здесь не везде есть даже канализация. Но все же следы былого казачьего прошлого и этого района заметно стерлись. Особым местом является Кобяковская балка, находящаяся между Александровкой и Аксаем. Здесь находится археологический памятник начала нашей эры меотское городище, сильно разрушенное при строительстве железной дороги в конце 19 века и подъездных путей к автомобильному мосту через Дон во второй половине 20 века.

Начинаем наше путешествие по Александровке в начале проспекта 40-летия Победы, на переулке Боковском. Сначала идем по узкому переулку между одноэтажными домиками и забором местного предприятия. Вскоре подходим к развилке, где переулок разделяется на верхний и нижний. Выбираем нижний путь, так как целью нашего посещения является осмотр бывшего карьера формовочных песков. На его западном склоне и располагается многоуровневый переулок Боковский. По узеньким проулкам добираемся до смотровой площадки, которая для местных жителей служит местом бесплатной свалки бытового мусора. Отсюда хорошо виден весь карьер. Размеры его значительны. Сейчас он почти полностью застроен домиками местных жителей и засажен различными породами деревьев. Функционировал карьер на западной окраине тогдашней станицы Александровской в 1930-50-ые гг. Здесь добывался песок для металлургической промышленности. В начале 1960-ых гг. карьер был закрыт, а его площадь отдана под застройку жителям станицы Александровской, которая вскоре после этого вошла в состав Ростова-на-Дону.

Спускаемся по узким, кривым, улочкам на дно бывшего карьера. Здесь шумно от лая собак, которые охраняют расположенное на северном склоне предприятие. Затем мы оказываемся на переулке Западный карьер, который взбирается на восточный склон "Ямы", как ее называют местные жители. Он тоже многоуровневый. Саманные или кирпичные домики расположены друг над другом, так что здесь легко можно рассмотреть внутренние дворы домовладений. Особо впечатляют очень похожие сортирные и душевые постройки.

По грунтовой дороге поднимаемся с самого нижнего уровня на улицу Солидарности, которая отделяет не засыпанную северную часть бывшего карьера от засыпанной южной, занятой сейчас промзоной. Теперь обходим карьер с восточной стороны по переулку Норильскому. Он выводит нас к трехэтажным домикам из красного кирпича, расположенным на проспекте 40-летия Победы, которые завершают комплекс застройки бывшего карьера с севера.

Теперь мы пройдем дальше по улицам, принадлежавшим когда-то станице Александровской. Сворачиваем на улицу Книжную, по которой доходим до александровского кладбища на улице Молочной. Оно интересно тем, что здесь находится могила и надгробный памятник Бересту, знаменитому на весь город участнику штурма рейхстага, после войны работавшему на заводе «Ростсельмаш».

Осмотрев его могилу, мы спускаемся по переулку Молочному к пересечению с улицей Солидарности, где находится своеобразный центр Нижней Александровки. Здесь кроме музея истории казачьей станицы есть небольшой памятник войнам Красной Армии, погибшим в боях с фашистами. От памятника отправляемся к переулку Руднева. Проходим мимо старых саманных построек типичной казацкой архитектуры соседствующих с новейшими кирпичными зданиями. Свернув на переулок, сразу замечаем действующую казачью церковь. Особенно интересно это культовое сооружение во время религиозных памятников типа пасхи, когда вокруг него собираются местные бабули, а новоявленные ряженные псевдоказаки руководят крестным ходом.

От церкви по улице Детской доходим до улицы Днепродзержинской, по которой спускаемся опять к улице Солидарности. В этом районе рельеф местности чрезвычайно пересеченный. Глубокие овраги затрудняют сообщение вдоль берега Дона. Переулки и улочки здесь кривые, узкие. Часто круто спускаются к реке. Улица Солидарности, сильно петляя, наконец, упирается в переулок Таллинский. Почти бегом из-за крутизны переулка спускаемся к берегу Дона на улице Герцена, где находится старое еще дореволюционное здание местной железнодорожной станции Кизитеринка.

Отсюда немного поднимаемся к многоуровневой на этом участке улице Кржижановского и пытаемся идти по ней на восток мимо местами разреженной застройки, расположенной на террасированном берегу Дона. Через некоторое время мы выходим к пустырю. Здесь особенно четко видно, как изрезан балками этот участок берега Дона. Кварталы многоэтажных зданий, построенных на проспекте 40-летия Победы, нависают над крутым берегом. В одной из глубоких балок возле родника построен небольшой бассейн, украшенный даже цветочным орнаментом в виде самопальной мозаики. Вода из бассейна используется местными жителями для орошения своих огородов. Пустырь постепенно застраивается. Нижняя терраса, обрывающаяся к самому Дону, почти полностью занята жилыми постройками или садовыми участками вплоть до Александровского моста. Но на этой территории все же еще остались площадки, с которых открывается вид на Дон и его левобережье. Здесь стоит посидеть на обрыве и помечтать о лучшей жизни.

С обрыва спускаемся к железнодорожной насыпи, идущей вдоль Дона и построенной еще в 19 веке. Теперь наш путь лежит к Александровскому мосту. Идем по железнодорожным шпалам в восточном направлении. Чем ближе мы подходим к автомобильному мосту, тем местность все больше изменена трудовой деятельностью человека. Здесь много береговых укреплений, выемок грунта, железобетонных конструкций. За мостовыми постройками начинается разветвленная Кобяковская балка, которая является восточной границей Ростова. На западном мысу в приустьевой части балки находилось в начале нашей эры меотское городище. Теперь меотский комплекс, куда кроме городища входит и могильник, разделен на две части огромной выемкой, которая сделана в связи со строительством подъездных путей к Александровскому автомобильному мосту. В восточной части разделенного меотского комплекса построен ресторан «Океан», возвышающийся над мостом, а западная часть превращается в промзону.

Дойдя по железной дороге до моста, взбираемся к улице Открытой, проложенной в искусственной выемке. От этой улицы можно совершить небольшую экскурсию к улице Кобяковка, расположенной на террасе Дона западнее моста. Далее возвращаемся на улицу Открытую, по которой идем в сторону круглой развязки. От нее в северо-западном направлении уходит небольшая дорога в поселок Кирпичный, куда мы теперь и направляемся.

Поселок построен около местного кирпичного завода, глина для которого добывается и в районе Кобяковской балки, которая поэтому сильно карьеризирована. По улице Аксайской идем вглубь небольшого поселка. Вдоль этой улицы расположены двух или трехэтажные домики, когда-то построенные для специалистов местного завода. Улица Аксайская переходит в улицу Новоселовскую, на которой начинается одноэтажная застройка, типичная для рабочих поселков в других частях города. Отсюда стоит пройти в Кобяковскую балку, где сейчас устроены несколько прудов. На берегах балки можно увидеть следы карьерных выработок, полюбоваться живописными водоемами, насладиться запахами полевых цветов.

Возвращаемся в поселок и, пройдя мимо заводских корпусов, выходим к огромной дамбе, перегородившей один из западных оврагов, впадающий в Кобяковскую балку. Но здесь нет водохранилища. Дно оврага сухое, и тут расположены садовые участки.

По дамбе покидаем поселок Кирпичный и, поднявшись по проселочной дороге, приближаемся к новым многоэтажным кварталам Верхней Александровки. Этот район застраивался в 1970-80-ые гг. Здесь и сейчас продолжают возводиться новые жилые многоэтажные здания и размещаться различные производства. Проходим мимо многоэтажек примерно в западном направлении. Можно также приблизиться к северной окраине этого микрорайона, где он граничит с рощей. В этих тихих местах нередко ходят люди, собирающие здесь различный мусор. Их пугаться не стоит, даже рекомендуется поговорить с ними о жизни. От них можно узнать много свежих интересных новостей о жизни Александровки и окружающих ее районах. Побеседовав о нравах местных жителей, мы отправляемся дальше к улице Вересаева, где около рынка "Лидер", находится т.н. водоочистительный завод. Здесь в окружении недоделанных железобетонных конструкций мы и заканчиваем наше путешествие по Александровке.

< >

о сайте | контакт | ©2006 Максим Назаров Хостинг «Джино»